Археологи узнали, какие святыни носили на шее древние владимирцы

3 г назад 1640

Коротко о событии: Археологи Российской академии наук совместно с учеными из Курчатовского института изучили содержимое найденных в последние годы крестов-энколпионов или реликвариев − ювелирных изделий домонгольского периода, содержащих внутри полость для хранения ценных вещей. Из найденных в последние десять лет крестов-реликвариев большаая...

Все права на текстовые и фото материалы из новостного релиза «Археологи узнали, какие святыни носили на шее древние владимирцы» принадлежат его авторам.



Археологи Российской академии наук совместно с учеными из Курчатовского института изучили содержимое найденных в последние годы крестов-энколпионов или реликвариев − ювелирных изделий домонгольского периода, содержащих внутри полость для хранения ценных вещей.

Из найденных в последние десять лет крестов-реликвариев большаая часть — 42 украшения — приходится на Суздальское ополье. При этом энколпионы составляют пятую часть среди всех найденных археологами крестов домонгольского времени. Это заставило ученых пересмотреть взгляды на культуру Северо-Восточной Руси. Ранее считалось, что реликварии могут себе позволить лишь богатые и статусные люди. Сейчас стало очевидно, что и незнатные люди также могли носить эти украшения.

Подавляющая часть найденных энколпионов раскрыта или содержит лишь одну створку, так что изучить содержание находок проблематично. Большую часть находок до 2000 года также невозможно проанализировать на содержимое полости, так как по существовавшим правилам реставрации кресты погружали в кислоту, растворявшую содержимое.

Для анализа ученые выбрали 14 нераскрытых крестов, 11 из которых найдены в селищах округи Суздаля и древнего Юрьева Владимирской области. Еще три находки археологи взяли из новгородских раскопов.

Археологи узнали, какие святыни носили на шее древние владимирцыСверху: фото крестов-энколпионов и их вложений до и после раскрытия. Селище Михали 3.
Снизу слева направо: оптическое изображения шёлкового волокна из заполнения створок креста-энколпиона из селища Михали 3; оптическое изображение фрагмента волокон козьей шерсти в поляризованном свете, энколпион из селища Михали 4; оптическое изображение человеческого волоса в пучке шерстяных волокон, энколпион из селища Михали 4, www.archaeolog.ru

Сначала находки исследовали стереомикроскопом, затем томографом. Это позволило зафиксировать положение содержимого. Только потом створки энколпионов раскрыли, а содержимое извлекли. С помощью оптической микроскопии, хроматографии, инфракрасной спектроскопии и других методов ученым удалось установить содержимое.

Вопреки ожиданиям, исследователи не нашли в домонгольских крестах костных остатков. Считалось, что в энколпионах носят частички мощей святых. Вместо этого в них обнаружили фрагменты ткани, нитей, волос и остатки неизвестного растения.

«Среди вложений исследователи обнаружили ладан, смесь воска и ладана, завернутую в льняную ткань, фрагменты льняной, шелковой, конопляной ткани, остатки травянистого растения, которое не удалось идентифицировать. В одном из крестов сохранились частицы дерева и смолы, завернутые в льняную ткань. Анализ щепы методом ИК-спектроскопии позволил определить породу дерева – хвойное из семейства сосновых.

В одним из вложений среди остатков оказался человеческий волос, завернутый в ткань из козьей шерсти. Один из исследуемых энколпионов оказался пустым», − сообщается на сайте Института археологии РАН.

Археологи узнали, какие святыни носили на шее древние владимирцыСверху: энколпион с оглавием, с сохранившимся верхним запорным штифтом в виде бронзового штырька, нижний штифт утрачен. Створки украшены центральным рисунком креста, выложенным черневыми инкрустированными полосами. Селище Григорово 2.
Внизу слева: РЭМ-изображение участка разрушенного волокна травянистого растения и фрагментов грунта, сопровождаемое полученным в результате измерения спектром ЭРМ. Вложение в энколпион селища Суворотское 8.
Внизу справа: РЭМ-изображения фрагментов текстильных льняных волокон, вложение в энколпион с селища Михали 4, www.archaeolog.ru

По мнению директора Института археологии РАН, академика Николая Макарова, мощи немногочисленных русских святых, канонизированных в домонгольское время, до XIII века были по большей части недоступными для паломников. В кресты вкладывали другие святыни, например, реликвии из паломничества в ближайший храм, где была чудотворная икона.

Исследование внешнего вида находок показало, что кресты были продукцией для широкого потребления. Производились энколпионы из недорогих материалов и большими сериями. С большой долей вероятности можно говорить, что все исследованные предметы были изготовлены древнерусскими ремесленниками. Первые же кресты-энколпионы, как считается, создали при монастырях в Средней Азии и на Балканах примерно в VI-VII веках нашей эры.

Читать источник новости