Коротко о событии: Как место для туризма, Вязниковская земля пока что не ограненный алмаз. К нему бы руки и умение приложить ‑ заблистал бы бриллиантом. Пока цена у алмаза и бриллианта разная. На порядки. Сельские миллионщики Вначале едем во Мстеру. Центр сразу нескольких народных промыслов: иконопись, лаковая миниатюра, вышивка,...
Как место для туризма, Вязниковская земля пока что не ограненный алмаз. К нему бы руки и умение приложить ‑ заблистал бы бриллиантом. Пока цена у алмаза и бриллианта разная. На порядки.
Сельские миллионщики
Вначале едем во Мстеру. Центр сразу нескольких народных промыслов: иконопись, лаковая миниатюра, вышивка, ювелирное дело. Словом, вроде бы Мекка для туристов. Но потенциал использован слабо.
Центральная улица ремесленной слободы ныне зовется Ленинградская. А когда-то это была Большая Миллионная. Шикарная декорация жизни талантливых мастеров и деловой элиты дореволюционного села. Нынешний вид ‑ слегка зашарпанный. Старинные торговые ряды смотрятся уныло.
Надо прикладывать руки и фантазию. Даже легкая косметика и стилизованные под старину вывески могли бы спасти положение. Озеленение и цветочные клумбы, урны и скамейки вдоль улицы тоже не слишком дороги. Вот и заиграл бы красками готовый прогулочный маршрут для туристов. Сюда еще вписать бы интерактивные ремесленные мастерские, повесить стилизованные под старину фонари, положить брусчатку. В принципе не бог весть какие недостижимые вложения ‑ было бы желание, цель и воля.
Отдых для души
На этой улице расположены Мстерский художественный музей и Богоявленский монастырь. В монастыре здорово: необыкновенной красоты Богоявленский храм, камерная и уютная церковь иконы Владимирской Божией Матери, благоустроенная территория с цветниками, беседками, рукотворным водоемчиком. Тут можно купить вкусную монастырскую выпечку. По соседству ‑ еще и женский монастырь. Комплекс мог бы стать отличной начальной или финальной точкой прогулки по Большой Миллионной.
В перечне экскурсий по району есть маршрут «Богоявленская слобода на реке Мстера». Но судя по хронометражу (1 академический час) и той экскурсии, которую предложили для нашей группы, впихнуть в нее что-либо, кроме монастыря и музея, затруднительно. Да и уличное благоустройство намекает на то, что дальше начала улицы туристов не водят.
К слову ‑ о нашей группе. Тут люди, которые понимают дело: представители туристических компаний. Региональный информационный центр развития туризма пытался привлечь их клиентуру в Вязниковский район.
— Тут рядом прекрасные места, изумительная речка, отменная рыбалка, жаль, что мы туда не пойдем, — посетовала профессор ВлГУ Елена Петровичева. Она здешняя уроженка. А в этот тур отправилась посмотреть, где ее студенты смогли бы пройти практику.
Пейзажи действительно изумительны. Для туристов. Для мстерцев это обычное дело, а потому их коммерческого потенциала они не замечают. Впрочем, ресторанчик «Три сазана» наличествует. В кафе мы не были, и вопросы по качеству кухни остались без ответа. Однако внешне — усилия по благоустройству клумб перед кафе — указывали на то, что владельцы заведения готовы вкладываться в элементы гостеприимства.
За стеклом
Затем наш путь лежал в Мстерский художественный музей. Тут представлены произведения местных промыслов. Вещи уникальны, в рассказе экскурсовода много интересного. Но все-таки почти часовое разглядывание экспонатов за стеклом ‑ скука для современного массового туриста. Часовая академическая экскурсия хороша для тех, кто целенаправленно интересуется технологией и историей народных промыслов. Остальные хотят незабываемых впечатлений от уик-энда в провинции. Имена народных художников и перечень славных дат 99 из 100 туристов забудут через полчаса. Возмущаться этим, конечно, можно, но это непродуктивно. Сейчас главный тренд ‑ просвещая, развлекать. Короче, надо искать какие-то новые формы работы.
Забытые бренды
В разговорах с местными постоянно проскальзывало: мы уникальны, но вот нехорошие туроператоры туриста к нам не везут. Но объективная реальность в том, что свои бренды нужно продвигать, а не надеяться, что они и так всем известны.
С продвижением же дела как раз обстоят неважно. В туризме ведь продается не вещь и не просто место, а миф об этом месте, уникальная эмоция, сохраняющая воспоминания о путешествии, реализованная мечта.
Раньше жители Мстеры это понимали.
Так получилось, что на рынок «официальной» иконописи дореволюционной России художников из владимирских сел не пустили. Не место в этом ответственном деле деревенщине! И получили высокомерные эстеты от наших селян «ответку». Мстера, Палех и Холуй, ранее входившие в состав Владимирской губернии, начали осваивать старообрядческое направление, признававшее только дониконовские иконы. Кого-то устраивали образа в старой стилистике, а кто-то из заказчиков требовал древних икон.
Иконописцы освоили не только различные манеры древнего письма, но и научились мастерски старить свои произведения. Скупали старые доски, затемняли олифу, словом, контрафактили вовсю. На некоторых иконах честно указывали, что вещь «под старину», но что-то продавали и как «древние шедевры». Самыми искусными в этом деле считались именно мстерцы.
Такие поддельные раритеты назывались «задурками». Метко. Так иконописцы монетизировали желание покупателей обладать старинным шедевром. Из старинщиков вышли и первые династии реставраторов.
О социализации инвалидов
Легенд здесь хватает. Выдумывать ничего не нужно. Только обставить и театрализовать историю.
Например, о том, как полуслепой, а значит, и непригодный к живописному искусству наследник иконописной династии начал раскрашивать литографические лубочные картинки. А затем основал во Мстере первую в губернии литографию. Трогательная история об обреченном на бедность инвалиде, сумевшем стать знаменитым предпринимателем (лубки, напечатанные в его типографии, репродуцируются во всех альбомах, а на их компьютерных репликах делают бизнес сувенирные лавки по всей России). И вот представьте, как здорово под соусом этой легенды расходился бы этот копеечный «лубок» на своей исторической родине. Заказать пару литографских камней, чтобы демонстрировать процесс туристам, дать им сделать оттиск самим, арендовать помещение на Большой Миллионной ‑ и продавай по доступной цене! Тем более что основная мстерская сувенирка дорогая. Пластиковые очечники, расписанные миниатюристами, на кассе музея — от 300 рублей. Шкатулки ‑ больше тысячи самые простенькие.
А какой интерактив можно организовать вокруг скучающих под витринным стеклом пряничных досок, стоит поинтересоваться у владимирских организаторов «Дома пряника». Море возможностей! Было бы желание.
На пяльцах объяснить
Робкие попытки интерактива мы застали в магазинчике, торгующем мстерской вышивкой в Торговых рядах. Здесь туристов встречают вышивальщицы с фабрики «Мстерская вышивка».
Во время нашего посещения за пяльцами работала Вера Коткова. Вышивальщица рассказала, что в магазине постоянного рабочего места у них нет, но когда едет группа, иногда их просят поработать для туристов.
— Мы уже привыкли, не смущаемся, а людям интересно, что да как, — рассуждает мастерица.
Экскурсовод тем временем демонстрирует авторские произведения, созданные в единственном экземпляре.
— Это не для продажи. Этим вещам цены нет, — объясняет наша сопровождающая, показывающая вышитую икону тонкой работы.
Обманывает! Есть цена. На рамке ценник ‑ 96500 рублей.
Когда видишь, как под иглой мастера льняное полотнище расцветает букетами, перестаешь воспринимать платья как обычную «шмотку». Рука сама тянется к кошельку — вот она, магия соучастия в творческом процессе. Тем более что и продавцы приветливы, готовы, как в давние времена коробейники, разложить в лучшем виде весь товар. Народ из нашей группы чуть было не затарился льняными платьишками с вышивкой от 1700 рублей и дороже. Но нужна примерка, а на нее времени не дают. Это тоже «косяк» создателей маршрута: хронометраж экскурсии должен учитывать и время на примерку.
В результате купили сувениры подешевле: самый дешевый сувенир с вышивкой (кухонная прихватка) ‑ 150 рублей. Полотенце ‑ 850 рублей. Вышивка машинная. Но в целом у «Мстерской вышивки» добиться симпатии и щедрости туристов уже получается.
Готовьте ваши денежки
Едем в промзону с коробками производственных зданий. У одной из них останавливаемся. Серо, пыльно, уныло. Оказывается, здесь размещается «Мстерский ювелир». На производство туристов не пускают ‑ режим. А в салоне-магазине при фабрике группе из 30-40 человек просто не развернуться. Из давки хочется поскорее выбраться.
Директор предприятия искренне убежден: того, что в салоне продают без торговой наценки, довольно, чтобы турист плыл от счастья. Задали ему вопрос: «Насколько дороже продукция вашего предприятия в розничной сети?» Директор посоветовал справиться у владельцев ювелирных магазинов.
Странный подход. Чем же так замечательна именно мстерская серебряная ложка, чтобы я за нее выложила 4-8 тысяч? Чтобы с такими ценами «раскрутить» туриста на спонтанную покупку, нужно очень стараться. Кипрские ювелиры вот устраивают для туристов настоящие праздники с демонстрацией «секретов» своего искусства. Во Мстере мастера повергли туроператоров в ступор: они, мол, не против новшеств, но пусть туроператоры предложат. А ювелиры рассмотрят все предложения и, возможно, найдут такое, от которого не смогут отказаться.
— Что-то мы не поняли, кто здесь продавец, а кто покупатель, — недоумевали представители турбизнеса.
Стань художником
Настроение подняли люди из иконописной артели «Русское искусство Мстеры». Ее руководитель Сергей Сухов провел нас по мастерским, познакомил с технологией, рассказал, какие иконы им чаще всего заказывают.
Художница Евгения Сивякова как раз заканчивала мерную икону ‑ размер доски для образа соответствует росту новорожденного. Изображается на такой иконе святой, покровительствующий младенцу.
Постоянным спросом пользуются и венчальные пары: иконы Богородицы и Спасителя, ими благословляют венчающихся. Туристам здесь не только все показывают, но и дают возможность самим стать художниками, расписав нехитрый сувенир или несложный сюжет по прорисям.
— Пока это единственный готовый турпродукт, который я могу предложить клиентам, — заметил руководитель одной владимирской туристической компании.
Паломникам ‑ зеленый свет
После Мстеры нас ждали Вязники. Картина похожая. Покоряющий и умиротворяющий благолепием Благовещенский монастырь, где есть свое местное чудо (таинственным образом появившийся на стекле отпечаток богородичной иконы). И вообще, есть впечатление, что в районах наиболее отлаженную туристическую инфраструктуру удалось создать паломническим службам и монастырям. Понятна логистика: питание в монастырских трапезных, размещение в паломнических гостиницах или при монастырях. Понятна идеология и содержание экскурсий. Нет недостатка в информации — Региональный информационный центр издал целую серию буклетов с описанием достопримечательностей и маршрутами.
А вот со светским туризмом в Вязниковском районе ‑ беда…
Ненавязчивый сервис
Гостиница «Вязники» — это типичный «совок». Ветшающий панельный фасад. Часть номеров соответствуют уровню недорогой гостиницы ‑ но не все. Зато администрация отеля считает качество сервиса образцовым. Эксклюзивом считает готовность вызвать такси для клиента и разбудить в назначенное время. Словом, обычный стандарт гостиничного сервиса здесь выдают за великое достижение. Гордятся своим «люксом» — 3-комнатными апартаментами, чей малый метраж утрирован аляповатой отделкой в стиле провинциального «богато». Стоит удовольствие 2700. Впрочем, в пересчете на количество мест ‑ цена приемлемая.
«Свадебный люкс» за 1,5 тысячи целковых, судя по размерам, предназначен для лилипутов. Самый бюджетный вариант ‑ номер за 500 рублей — «убит» полностью. Нет стекла в двери между коридорчиком и комнатой, обои расходятся по швам. На ванную смотреть страшно, как и на вывороченную из гнезда розетку. Сюда бы нормального дизайнера и скромный, но со вкусом ремонт. При умеренной ценовой политике получилось бы симпатично. Но хозяйка отеля открыла тайну:
— Мы и так рентабельны. Но готовы сотрудничать, если вы нам предложите выгодные программы…
Похожий уровень сервиса и в ресторане рядом с гостиницей. В туалете — кабинки без дверей — есть сомнение, что туристам это понравится. Кухня столовская, но вполне съедобная. Расценки бюджетные: комплексный обед можно уложить в 300 рублей. Посадочных мест хватает на стандартную группу.
Кстати, разместиться на ночь, если вы приехали на своем транспорте или на экскурсионном автобусе, можно на турбазе «Озерки». Деревянный домик обойдется тоже примерно в 2,5 тысячи. Одноместный номер ‑ тысяча рублей. Питание организуют только под запрос тургруппы. Досуговой инфраструктуры никакой. Зато ночь вы проведете в замечательном хвойном лесу.
Что посмотреть
Из достопримечательностей в Вязниках кроме монастыря вас ждут в муниципальном историко-художественном музее и Музее песни ХХ века.
Историко-художественный размещается в особняке городского головы. Интерьеры зрелищны. Но текст экскурсии можно было бы и отредактировать. Нынешних туристов не удивишь тем, что мебель привозили из Европы и что в дореволюционной провинции были богатые люди. А вот театрализованное действо «чаепитие в семье городского головы» в стилизованных интерьерах было бы очень уместно. Особый восторг вызвали у группы «качели счастья» во дворе особняка. Пусть и новодел, но сколько эмоций! Желающие покататься выстроились в очередь. Подсобка с паровой машиной ‑ тоже запоминающийся эпизод. К сожалению, не экспонируется превосходная коллекция народного костюма, которой владеет музей, — нет помещения.
Есть что посмотреть и в Музее песни: старый телевизор и прочая бытовая техника сегодня уже для многих диковинка из диковинок. Что же касается экскурсионного сопровождения, то лично я не уверена, что все приезжие по умолчанию знают, кто такой Фатьянов. Для потоковых групп необходимы специальные «затравки», чтобы разбудить интерес.
— Вязниковцы по 300 пудов огуречных семян на ярмарки отправляли. А Праздник огурца проводится в Суздале. Самый известный центр торговли вишней был тоже в Вязниках, а праздник «Владимирская вишня» забрал областной центр, ‑ жаловалась на несправедливость жизни экскурсовод.
Правильно. Кто первый встал ‑ того и тапки. Теперь вот и тему старообрядцев Меленки перехватывают. Проснитесь, Вязники!