В одном из зданий владимирской ТЭЦ показали спектакль про Чернобыльскую катастрофу

2 г назад 121

Коротко о событии:

Все права на текстовые и фото материалы из новостного релиза «В одном из зданий владимирской ТЭЦ показали спектакль про Чернобыльскую катастрофу» принадлежат его авторам.



Во Владимире прошла серия спектаклей «Чернобыль. Путешествие с ангелом». Представление показали в одном из зданий владимирской теплоэлектроцентрали, которое сейчас реконструируется.

        

«Не трогайте графит!»

Особое нагнетание обстановки начинается с самого входа на территорию здания владимирской ТЭЦ, что находится недалеко от ВХЗ. Организаторы погружают в атмосферу посткатастрофы с помощью «сталкеров», которые предупреждают не брать в руки графит, поскольку недавно произошел взрыв на четвертом энергоблоке чернобыльской АЭС, а также проверяют зрителей на радиацию при входе. Это сделано для того, чтобы зритель максимально погрузился в аутентичную апрелю 1986 года обстановку.

Продолжается приветствие гостей у здания, где «подставной» экскурсовод зовет всех на экскурсию в виртуальный Чернобыль.

«Наше путешествие начнется с посещения мертвого города Припять, возле которого и произошла авария. Мы с вами увидим мертвые дома, почерневшее белье на балконах, детские коляски, оставленные впопыхах во время эвакуации. После этого мы с вами увидим горком партии, на котором коммунистические лозунги олицетворяют эпоху. Их даже радиация не берет. Также проедем по мертвым деревням, где по хатам шныряют огромные волки, кабаны, лисы, лоси», – иронично, но в то же время весьма мрачно звучат речи экскурсовода, произносимые в рупор.

Погружение в советскую реальность

При входе в здание зрителям предлагается ознакомиться с некоторыми советскими артефактами. На экспозиции можно увидеть пыльный противогаз, маленький телевизор (вероятно, с черно-белым изображением), а также инструктаж о том, что нужно делать при аварии на АЭС.

В помещении координаторы следят за тем, чтобы поток людей двигался в строгом порядке и не разбегался. Это сделано для безопасности зрителей, ведь здание разрушено и перемещение по нему опасно для здоровья. В центре зала огромная дыра, которая привлекает внимание гостей. Это так называемая оголенная зона атомного реактора четвертого энергоблока. Того самого, что взорвался в час ночи 26 апреля 1986 года. Также в контексте проекта «Чернобыль. Путешествие с ангелом» сцена, на которой будет показана чернобыльская история, какой вы ее еще не видели.

«Моя дочь умерла от Чернобыля»

Действие спектакля начинается с отрывка из рассказа Фёдора Достоевского «Сон смешного человека». Повествует, вероятно, тот самый ангел, с которым нам предстоит путешествие. Тема веры еще не раз на протяжении спектакля будет проявляться через образы героев. В начале спектакля бездомный, живущий на чернобыльской АЭС, строит церковь из кирпичей, изображая купол луковицей. Позже он будет цитировать писания святых, показывая, к чему могут привести человеческие грехи и какие у них последствия.

Еще один персонаж, роль которого также будет исполнять Александр Аладышев, – безутешный отец и муж, потерявший из-за аварии на чернобыльской АЭС жену и семилетнюю дочь. «Моя дочь умерла от Чернобыля. Запишите: дочку звали Катя. Катюшенька. Умерла. Семь лет».

Образ составлен по подобию тех, кто потерял в этой катастрофе родных и близких, умиравших в муках от рака на больничных койках. Все это из-за радиации, распространившейся в Чернобыле, близлежащей Припяти и других территориях. Официально нет информации о тысячах умерших от катастрофы на ЧАЭС. Однако подтверждены вспышки онкологических заболеваний, в том числе у детей до 18 лет.

Еще один персонаж, пытающийся найти истину и справедливость в действиях людей, по вине которых произошла авария, – библиотекарь, приводящий факты, замалчиваемые и по сей день. В его монологе задается философский вопрос: «Я не знаю, что лучше: помнить или забыть?». Он рассуждает на тему информации, как перекрывался доступ к ней тогда, когда трагедия только произошла, и как она не так важна сейчас, чтобы найти истину.

На этом персонажи в спектакле не закончились. Александр Аладышев вдохнул жизнь в еще как минимум три образа. Важно отметить, что образы не являются конкретными людьми, про которых есть заметка в документах о Чернобыле, все они составлены из воспоминаний, неиссякаемой боли и слов тех, кто участвовал в ликвидации аварии на ЧАЭС и может сегодня говорить правду о ней. Здесь и истории самих ликвидаторов, героически шедших на смерть, и труд бойцов, присланных для «очистки» территорий от радиации спустя некоторое время, и пытающийся обвинить в катастрофе демократов, но грезящий по СССР патриот советской власти.

Это были реальные образы, но с художественной дорисовкой. Образов было много, мы разговаривали с очень многими людьми, с ликвидаторами и в Белоруссии, Украине, России, с владимирскими ликвидаторами. В основу сценария также легла книга Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва», документальные записи, всё, что было о Чернобыле, мы всё пересмотрели и перечитали. Также было очень много вставок из Достоевского, чтобы дополнить спектакль театральным жанром, разбавив документальный. Что касается темы веры в спектакле – мы всегда надеемся на светлое будущее, на что-то хорошее, и когда мы делаем проект, тем более с мужским хором Спасо-Евфимиева монастыря, как тут не говорить о вере? Здесь, скорее, не вера в Бога показана, а вера в будущее, в то, что каждый человек может что-то изменить. Когда мы разговаривали с ликвидаторами, они все говорили, что тогда их спасала только вера, хоть это и был Советский Союз, – рассказал «Томиксу» режиссер из Минска Дмитрий Тишко.

В разговоре с редакцией он также отметил, что работа над спектаклем началась в мае этого года. Тогда же, как «Томиксу» пояснил автор идеи и исполнитель ролей Александр Аладышев, ему пришло вдохновение и желание поставить спектакль именно в таких декорациях и в таком ключе.

Пришла идея после Пасхи. Вообще, я хотел сделать до этого историю о Чернобыле, но более камерную. Я сходил на службу [в церковь], просыпаюсь в 5:30 и прям вижу огромный цех, помещение, огромные двери, как Царские врата в храме, и мужской православный хор, и людей, которые сидят на реакторе. Когда такие идеи приходят – чувствуешь, что это прямо надо делать, – признался в разговоре с «Томиксом» Александр Аладышев.

Спектакль планируют показать в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Москве. Команда проекта, а это около 30 человек, включая операторов по свету, звуку и декорациям, также настроена вывезти свое детище в страны СНГ и за пределы России.

«Для чернобыльцев дня победы нет. Если война закончилась она закончилась, а чернобыльская война продолжается и будет продолжаться еще очень долго», – так в спектакле прозвучал отрывок интервью одного из владимирских ликвидаторов аварии на ЧАЭС.

Проект попал в список инициатив, которые поддержаны президентским фондом культурных инициатив. Заявку на участие в конкурсе по отбору проектов для получения президентского гранта направил Центр реализации творческих проектов «ТТ Завод». Его основателем является владимирский актер областного академического театра драмы Александр Аладышев. Он же выступил автором идеи создания экспериментального спектакля-мистерии по мотивам такой знакомой, но стирающейся из памяти людей истории. К слову, сумма гранта составила более 2,5 млн рублей.

Оксана Прокошева
Читать источник новости