Первой пациенткой санитарного вертолета была бабушка из Мурома, которая считала, что никому не нужна

2 г назад 363

Коротко о событии:

Все права на текстовые и фото материалы из новостного релиза «Первой пациенткой санитарного вертолета была бабушка из Мурома, которая считала, что никому не нужна» принадлежат его авторам.



Заведующий отделением экстренной консультативной скорой медицинской помощи Областной клинической больницы Сергей Аксёнов рассказал, где страшнее, чем в вертолёте, кого обычно возит его бригада и почему отделению в прошлом году не дали второй борт. 

На КПП Областной клинической больницы меня встречает Ирина Покареева – специалист по связям с общественностью. От 35-градусной жары она прячется под маленькой белой панамкой. 

Томикс: Мы сможем посмотреть на посадочную площадку и вертолёт?

Ирина Покареева: На площадку можно прямо сейчас посмотреть, время ещё есть. А вертолет не здесь стоит.

Мы проходим к небольшой площадке, огороженной сеткой. На ней всего одно взлётно-посадочное место. Находится она рядом с Хирургическим корпусом в окружении сосен. 

Девушка проводит меня к небольшому плоскому одноэтажному зданию. Это отделение экстренной консультативной медицинской помощи. Войдя в «предбанник», мы тут же ощущаем долгожданное облегчение от жары. Стены помещения заставлены стеллажами с оборудованием. 

За «предбанником» находятся диспетчерская, склад с медикаментами и кабинет заведующего отделением. Главный герой сегодняшнего интервью буквально через три минуты после звонка Ирины Покареевой энергичной походкой входит в здание своего отделения. 

Его зовут так же, как главу Крыма. Сергей Аксёнов –  врач скорой медицинской помощи, анестезиолог-реаниматолог. Стаж работы у него уже 25 лет, но в санавиации работает с прошлого года. Как только он вошёл в свой кабинет, к нему практически подбежала одна из диспетчеров, чтобы решить вопрос с госпитализацией пациента. «У нас тут всегда так» – усмехается Сергей Вадимович и предлагает нам посидеть, пока он решает рабочие вопросы. Спустя минут пять все вопросы решены, и заведующий отделением садится за своё рабочее место. 

Томикс: Сколько у вас уже было вылетов?

Сергей Аксёнов: У нас было с 16-го числа [июня], как только нам дали вертолёт, 12 вылетов.

Томикс: Какого типа вызовы вы принимаете?

Сергей Аксёнов: Мы стараемся принимать вызовы по экстренному оказанию помощи, в основном направленные на доставку врачей-специалистов, консультантов в лечебные учреждения области. Тех врачей-консультантов, которые отсутствуют в больницах муниципальных образований нашей области – это сердечно-сосудистые хирурги, нейрохирурги, врачи-анестезиологи-реаниматологи, акушеры-гинекологи. То есть даже если они и есть [врачи в больницах муниципалитетов], то не того уровня квалификации, который требуется для оказания помощи пациенту.

Томикс: Многие, кто не знаком с санитарной авиацией, думают, что это некий аналог скорой помощи. Так это или нет?

Сергей Аксёнов: Нет, мы не скорая помощь. [...] Работа наша отличается. Мы больше экстренная специализированная помощь, причём специализированная помощь именно в лечебных учреждениях, а не на дому.

Томикс: Сколько в отделении всего бригад?

Сергей Аксёнов: Бригады у нас формируются по требованию: в день может быть одна бригада, если есть потребность – две бригады. В соответствии с графиком дежурств.

Томикс: Сколько в вашем распоряжении вертолётов?

Сергей Аксёнов: Один вертолёт.

Томикс: А его хватает?

Сергей Аксёнов: Вполне хватает. Этот вертолёт российского производства, марки «Ансат» – это санитарный вертолет легкого класса.

Томикс: Вас устраивает техническое оснащение?

Сергей Аксёнов: Вертолёт, как говорится, оснащён так же, как и скорая помощь. Он считается санитарным транспортом. По условиям контракта. Этот контракт не нами придуман. Это типовой контракт с авиакомпанией, поставщиками авиационных услуг, разработан Минздравом Российской Федерации и основан на 388 приказе «Об организации скорой медицинской помощи». Оснащение санитарного вертолёта должно соответствовать этому приказу, как автомобиль скорой медицинской помощи. Там должно быть всё необходимое для оказания экстренной помощи пациенту на борту воздушного судна: дыхательное оборудование, следящее оборудование, лекарственные аппараты, которые могут поддерживать работу сердца и других органов. Укомплектованность приближена к классу С, то есть к реанимобилю.

Томикс: Что скажете о качестве оборудования?

Сергей Аксёнов: Качество вполне удовлетворительное. Тот вертолет, который предоставляет нам авиакомпания, оснащён всем необходимым: дыхательный аппарат, проще говоря – ИВЛ, мониторы для контроля за жизненно-важными функциями. Оборудование в основном импортного производства – американского. 

Томикс: У вашего отделения был большой перерыв в работе. Были какие-то критические последствия этого перерыва?

Сергей Аксёнов: Мы в том году начали успешно сотрудничать с районами. Они поняли, что это очень хорошее направление, одно из нужных направлений в здравоохранении. Совсем кризисной ситуации не было, но трудности были. Связаны они с медицинской эвакуацией пациентов, которые нуждались в специализированном лечении за пределами Владимирской области. Например, быстрая доставка тяжёлого ожогового пациента из районной больницы Меленок в ожоговый центр Нижегородской области ПИМУ [Приволжский исследовательский медицинский университет]. Доставка была затруднительной. Мы осуществляли её на автомобильном транспорте. Это было по времени намного больше, чем по воздуху. Именно организационного характера трудности были.

Томикс: С какими больницами вы сотрудничаете?

Сергей Аксёнов: Вот с ПИМУ в Нижегородской области и ведущими клиниками в Москве.

Томикс: Давайте поговорим о вас. Почему вы решили пойти в санавиацию?

Сергей Аксёнов: Почему я хотел летать на вертолёте?

Томикс: Да.

Сергей Аксёнов: Ну, во-первых, организация санавиации – это одно из направлений национального проекта [Федеральный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»]. Это было не моё решение и не решение главного врача, и не решение директора департамента. Это было решение, которое подписал президент Российской Федерации. Это вот одно из направлений работы нашего отделения. Санитарная авиация – это не обязательно использование воздушного судна. Это и наземный транспорт, и водный транспорт, гужевой – любой транспорт, который осуществляет доставку врачей и оборудования. Очень широко развито [это направление]. Это мы [Владимирская область] начали достаточно поздно. Когда руководство отправляло меня на учёбу в Москву по организации санитарной авиации, я общался также с руководителями отделений экстренной помощи таких регионов, как Красноярский край, Екатеринбург, Алтайский край – там это [санавиация] уже давно, лет 25. Там и вертолёты, и самолёты используются. Это достаточно перспективное и нужное направление [завотделением громко стучит пальцами по столу].

Томикс: Вам было не страшно первый раз лететь?

Сергей Аксёнов: Честно говоря, нет. Гораздо страшнее на Американских горках.

Томикс: Расскажите про первый полёт.

Сергей Аксёнов: У нас был вызов к пациентке достаточно, как говорится, солидного возраста. Пациентка была 83-х лет. Её нужно было доставить для дополнительных необходимых исследований в наш региональный сосудистый центр. Это была бабушка, которая всю жизнь прожила спокойно в Муромском районе. Забирали мы её из первичного сосудистого центра города Мурома Городской больницы №3 для дальнейшего обследования и лечения в нашем региональном сосудистом центре. Для неё это было удивление, потому что пожилые, как она говорила, никому не нужны. Прилетела бригада, в течение 30 минут мы её  подготовили, погрузили, и через 40 минут ей уже выполнили МСКТ. Это было в том году. Мы тогда начали поздно, в ноябре. Тогда слухи ходили, в Интернете писали, что мы возим только очень уважаемых людей, только по заявкам руководства – нет, санитарный транспорт используется для всех.

Томикс: Сколько пациентов вы уже доставили с момента возобновления работы?

Сергей Аксёнов: За этот промежуток, что мы в этом году работаем, у нас было экстренно эвакуировано 10 пациентов из лечебных учреждений области, из них был один тяжёлый пациент с большой площадью ожогов – из Александрова в Нижний Новгород его везли. Они [врачи александровской больницы] его в течение шести-семи часов выводили из шока, готовили к транспортировке. Мы его забрали, и в Нижнем Новгороде нас уже встретила бригада реаниматологов. Через два часа он [пациент] уже был в Нижнем Новгороде.

Томикс: Работу санавиации возобновили ещё в ноябре прошлого года, но потом снова остановили. Почему был перерыв?

Сергей Аксёнов: Во-первых, сейчас большая потребность в санитарном транспорте. Очень большая потребность. Большую долю санитарного транспорта перехватывают Сибирь и Дальний Восток. Сами знаете, это достаточно богатые регионы – газ добывают, нефть добывают. У них есть возможность перехватывать авиакомпании и заключать с ними единовременный договор. Кто больше платит – тот и летает.

Томикс: Хотелось бы вам, чтобы дали ещё один вертолёт?

Сергей Аксёнов: Вы знаете, на данный момент мы считаем, что этого одного вертолёта хватает. Мы начали в том году уже работать, но всё равно ещё очень много надо отрабатывать на текущий момент. Есть много технических, организационных вопросов по взаимодействию нашей службы с региональными лечебными учреждениями. Непонимания нет. У врачей есть хорошее понимание, что это важно, это нужно. Но очень много ещё приходится дорабатывать именно в нормативной базе. Вот когда это всё будет, будем надеяться в течение этого года, организовано, когда мы покажем, что востребована эта служба, именно санитарная авиация, тогда можно будет поднимать вопрос и о втором борте. В том году была попытка, просили прислать нам второй борт, но она не особо увенчалась успехом. Был уже конец года, дожди, слякоть, снег. Сейчас хорошая погода, пытаемся наверстать лётные часы. С этим [с погодой] связано [невыдача второго вертолёта].

Томикс: Вопрос про деньги. Финансирование у вашего отделения достаточное?

Сергей Аксёнов: Будем говорить откровенно, без лести, с приходом Владимира Александровича [Владимир Александрович Безруков – главврач ОКБ] стало хорошо. Он достаточно серьёзно заинтересован в развитии экстренной консультативной специализированной помощи в нашей области. Финансовое обеспечение удовлетворительное. Конечно, много не бывает. Хотелось бы что-то больше. С его приходом у нас начались подвижки с приобретением нового современного оборудования.

Сергей Вадимович ведёт нас в диспетчерскую. Там сидят две женщины на телефонах. Одна, активно жестикулируя, бегает из кабинета обратно в кабинет и что-то громко объясняет своему собеседнику на другом конце «провода». Это фельдшера, которые также выполняют функцию диспетчеров. Такую расстановку кадров Сергей Вадимович объясняет эффективностью: «Не надо раздувать кадры, чтобы они сидели здесь». 

Справа от входа в диспетчерскую стоят стеллажи с оборудованием. Оно укомплектовано в отдельные сумки и уже распределено между бригадами. Сделано это для удобства, чтобы врачи и фельдшера не теряли времени на сборы при вызове. Сергей Вадимович показывает два новых аппарата ИВЛ – немецкий и американский. Рядом на полу лежит защитный бокс для перевозки больных особо опасной инфекцией. Тоже новый. 

Томикс: Что хотите для своего отделения?

Сергей Аксёнов: Честно говоря, хотелось бы побольше оборудования, хотелось бы [больше] зарплат своим сотрудникам.

Томикс: А какие врачи работают в отделении?

Сергей Аксёнов: В нашем отделении работают врачи различного профиля. При необходимости, если нет в штатном расписании врача нужного профиля, то мы его привлекаем из больницы. То есть у нас нет такого, что какого-то врача нет, и мы не можем отправить консультанта в район.

Мы выходим из здания отделения. У входа стоит реанимобиль. Кого-то готовят к транспортировке в другую больницу.

Томикс: Где базируется вертолёт, пока нет вызовов?

Сергей Аксёнов: Он базируются, в соответствии с тем же самым типовым договором, в Павловском (село в Суздальском районе). Это условие контракта – расстояние долёта 10-15 километров.

Томикс: Не приводит ли такое расстояние к задержкам при вызове?

Сергей Аксёнов: Нет, мы же не скорая помощь. У нас время доезда не 20 минут. Понятие «экстренная» – это не значит, что вызов поступил, и мы сразу вылетаем. Пациент находится в лечебном учреждении. Есть, кроме очной консультативной деятельности, целый большой кластер заочной консультативной деятельности – так называемая телемедицинская консультация. Кроме прочего, наши врачи занимаются телемедицинскими консультациями. Оценивается важность консультации, соединяется при необходимости, допустим, с заведующим экстренной кардиологией и осуществляется дистанционная консультация. […] Возможно, решается вопрос о переводе пациента, тогда да, мы приезжаем и забираем. Или они сами привозят. Всё зависит от тяжести состояния [пациента]. 

Контекст: Санитарная авиация начала свою работу ещё в ноябре прошлого года, но из-за отсутствия техники деятельность пришлось прервать. Полёты возобновились 16 июня этого года. Сейчас в штате отделения экстренной консультативной медицинской помощи числится 9 сотрудников: врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-нейрохирург, врач-акушер-гинеколог, два фельдшера, две медсестры и два фельдшера скорой. 

Елизавета Жеребцова

Читать источник новости