Самодеятельность региональных властей Владимирской области по «реформированию» органов местного самоуправления федералы посчитали обоснованной?

2 нед назад 45

Коротко о событии: Во всяком случае, именно так можно расценить поручение спикера Госдумы Вячеслава Володина подготовить поправки к новой редакции проекта закона о местном самоуправлении (МСУ), позволяющие субъектам РФ самостоятельно определять модель МСУ на своей территории. А ведь всего месяц назад, в...

Все права на текстовые и фото материалы из новостного релиза «Самодеятельность региональных властей Владимирской области по «реформированию» органов местного самоуправления федералы посчитали обоснованной?» принадлежат его авторам.



Во всяком случае, именно так можно расценить поручение спикера Госдумы Вячеслава Володина подготовить поправки к новой редакции проекта закона о местном самоуправлении (МСУ), позволяющие субъектам РФ самостоятельно определять модель МСУ на своей территории.

А ведь всего месяц назад, в декабре 2024 года, Вячеслав Володин придерживался иной принципиальной позиции. «Необходимо беречь село и местную элиту», — заявил он, когда отправлял законопроект в очередной раз на доработку в 2025 году (см. публикацию «Не поспешила ли Владимирская область с реформой?» на сайте «Томикс» 17 января текущего года) и выступил за сохранение пока еще действующей в России двухуровневой системы МСУ.

Самодеятельность региональных властей

Месяц спустя, похоже, после прессинга региональных лоббистов и идеологов одноуровневого МСУ, Володин озвучил некую якобы компромиссную модель организации местного самоуправления под предлогом «на усмотрение регионов». И, тем самым, по моему мнению, легализовал самодеятельность «белого дома» по насаждению в регионе-33 официально неподкрепленную федеральным законом муниципальную реформу.

Почему не посоветовались с народом?

Что понимается под этим «усмотрением»? Если под такой витиеватой формулировкой придерживаться мнения губернаторов, то тут все ясно: они сторонники укрепления на местах своего единоначалия и личной, снизу ничем неограниченной власти, позволяющей беспрепятственно снимать и назначать глав окружных администраций и полностью свести полномочия МСУ к подчинению своей политической воли.

Разве это, как заявляют независимые эксперты (см. публикацию «Регионы России загоняют в модель самоуправления, которой почти нигде нет в мире?» на сайте «Томикс» 18 января текущего года) не разрушения на Руси исторических истоков первичного звена народовластия?

И почему бы в таком случае не посоветоваться с самим народом, какой вариант первичного самоуправления для него более удобен и привычен? Реформа-то, в конечном счете для кого задумана? Для народа или губернаторов и правящей бюрократии?

«Белый дом» Владимирской области, на мой взгляд, с молчаливого согласия, прежде всего, самих муниципалов, а если говорить прямо, за спиной у населения, по своему усмотрению (см. публикацию «Под вывеской реформы ОМС идет передел рынка земли и недр?» на сайте «Томикс» 20 января текущего года), запустил проект в своих интересах. Но тогда объясните, в каких. Может быть, народ с ними и согласится. По-другому публичную политику, которую добивается от губернаторов Президент Владимир Путин, не делают.

Совсем не мешало бы изложить свою позицию жителям Владимирской области нашим представителям в Федеральном Собрании РФ сенаторам Андрею Шохину, Владимиру Киселеву, депутатам Госдумы Игорю Игошину, Владимиру Сипягину и Григорию Аникееву. Ведь речь идет о будущем устройстве региона — прародителе российской государственности, интересы которого они обязаны защищать, а не отдавать все на откуп реформаторов из «белого дома».

С поправкой Володина не согласны коммунисты и эссеры.

Есть ли альтернативный путь разрешения муниципального тупика? Безусловно. Его, к примеру, предложил в публикации на сайте «Томикс» 19 января текущего года председатель комиссии Общественной Палаты РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре Андрей Максимов (см. публикацию «Андрей Максимов: В вопросах МСУ нужен поиск компромиссов»).

Заметьте — компромиссов, а не разрушения сложившегося в стране первичного звена местного самоуправления. Эксперт разумно предложил не форсировать ситуацию и не расшатывать хрупкую систему ОМС, а объявить мораторий на запуск одноуровневой модели с учетом особенностей субъектов РФ (в первую очередь, национальных регионов) хотя бы до 2035 года. И тут совсем не исключено, что вопрос сам по себе уйдет из федеральной повестки.

Поправка спикера Госдумы Вячеслава Володина, сообщает «КоммерсантЪ» 20 января текущего года, призвана разблокировать «зависшую» в Думе муниципальную реформу, отложенную в конце прошлого года из-за межфракционных разногласий и позиции ряда регионов, прежде всего Татарстана, жестко раскритиковавшего требование о безусловном переходе с двухуровневой на одноуровневую систему МСУ.

Впрочем, думская оппозиция, как выяснил «Ъ», не спешит поддерживать законопроект даже с учетом будущей необходимости разработать ко второму чтению законопроекта о МСУ «межфракционную поправку» о праве субъектов РФ самостоятельно определять модель местного самоуправления. Внесение в документ таких изменений, указала пресс-служба парламента, позволит снять разногласия, которые возникли в ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении», и «именно об этом говорили главы заксобраний регионов на встрече с Вячеславом Володиным» (она состоялась 16 декабря 2024 года).

Главными критиками реформы в Думе стали КПРФ и «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП). Одной из самых дискуссионных новелл документа стало упразднение городских и сельских поселений и переход на одноуровневую систему МСУ с городскими и муниципальными округами.

Продолжение следует.

Читать источник новости