22 октября Министерство образования и молодежной политики Владимирской области выпустило указ о запрете ношения религиозной одежды в школе. Резонансную инициативу властей уже неделю обсуждают чиновники, депутаты и религиозные деятели всех уровней. Среди обычных людей дискуссия также не утихает — общество разделилось на тех, кто яро поддерживает указ, и тех, кто выступает против. Томикс собрал мнения сторон конфликта и выяснил, почему этот указ касается каждого жителя региона, независимо от его вероисповедания.
Запрет на религию в светском государстве?
Владимирская область — первый регион, где вводятся подобные ограничения. Но, вероятнее всего, не последний.
В мае 2024 года вице-спикер Госдумы Владислав Даванков от партии «Новые люди» внес законопроект о предоставлении школам и вузам возможности введения запрета на ношение религиозной одежды. Его пока не рассматривали в Госдуме.
В ответ на инициативу, дагестанская правозащитница Марьям Алиева создала петицию, в которой назвала законопроект «оскорблением чувств верующих» и лишением женщин базовых прав и свобод, которые закреплены в Конституции.
Сторонники инициативы запрета религиозной одежды для школьников во Владимирской области также апеллируют к Основному закону страны. По их мнению, ношение хиджабов в школах противоречит светскому характеру учебного заведения и государства в целом.
«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними», — сказано в ст. 28 Конституции.
Получается, что демонстрация религиозной одежды и атрибутов никак не нарушает принцип «светскости» государства, а, наоборот, его подчеркивает.
Владимирский духовный лидер мусульман — имам-мухтасиб Азат хазрат Мунавиров объяснил, что для мусульманок хиджаб — это не атрибут, который можно легко снять «на время». Согласно канонам, покрытие головы, волос, шеи и ушей обязательны для верующих женщин.
Фото «Владимирские мусульмане»«Указ Владимирской области возможно связан с непониманием, насколько важным для соблюдающих мусульманок является ношение хиджаба», — рассказал имам-мухтасиб.
Как же теперь быть школьницам-мусульманкам? Переходить на домашнее обучение или продолжать носить хиджаб, вопреки запрету? Духовный лидер мусульман в регионе рассказал Томиксу, что к нему уже начали обращаться с этим вопросом. Но пока однозначного решения нет.
Борьба с буллингом
В монографии «История религий во Владимирском крае» Евгения Аринина, со ссылкой на результаты исследований региональных социологов в 2018 году сказано, что православными себя назвали почти 72% респондентов, в то время как мусульманами — только 1,4%. С начала проведения исследования с 2004 года процент последних менялся от 0,5% до 1,7%. В чем же тогда актуальность запрета хиджабов во Владимирской области?
Заместитель губернатора Владимирской области Владимир Куимов объяснил запрет борьбой с буллингом — якобы религиозная одежда часто «провоцирует» конфликты среди детей.
«Дело не в школе или учителях. Вопрос среди детей. Дети по-разному реагируют. На этой почве происходят некоторые конфликтные ситуации», — объяснил Владимир Куимов.
По его информации, правительство всего лишь внесло уточнение в уже действующий приказ о запрете религиозной одежды в школах, чтобы это не превращалось в буллинг. И поводом послужили обращения родителей в чатах классов. Получается, что правительство не защитило жертв буллинга, а по сути встало на сторону школьных «забияк».
«Якобы “защита от буллинга” — это абсурд. Платок — это вообще не первая причина для буллинга, сколько детей подвергаются насмешкам и издевательствам из-за материального положения, умственных способностей и внешних физических данных? Их всех тоже будем на домашнее обучение переводить?», — рассказала Томиксу Диля Тугушева.
Она сама ходила в школу в хиджабе, что не мешало ей хорошо учиться и дружить в одноклассниками. Сейчас она защищает мусульманок, которых заставляют «насильно» снимать хиджабы — Диля пишет обращения президенту Путину, чиновникам и депутатам с просьбой вмешаться в ситуацию и отменить дискриминирующие указы.
«И так далее»
В документе, который подписала министр образования Владимирской области Светлана Болтунова, сказано, что «не допускается ношение в общеобразовательных организациях одежды и ее элементов, демонстрирующих религиозную принадлежность обучающегося (в том числе хиджабов, никабов и т.д)». На эту загадочную формулировку обратил внимание политик и экс-депутат Заксобрания Владимирской области Максим Шевченко. По его мнению, под «и т.д.» может попадать буквально все — от христианских крестов до иудейских кип. Чтобы избежать спекуляций и разночтений, в документе должен быть четкий список запрещенных атрибутов одежды.
«К сожалению, сосредоточенность авторов этого приказа именно на исламских видах религиозной одежды, свидетельствует не о заботе о детях и учебном процессе, а о непродуманном желании поучаствовать в мутной политической игре, задачи и правила которой авторы приказа (уверен!) до конца не понимают», — написал Максим Шевченко в личном телеграм-канале.
Владимир Куимов рассказал, что решение было принято «не в один день, очень много было консультаций, чтобы не было неправильного восприятия». Чиновник всех заверил, что нательные крестики под запрет не попадают — это не одежда, а ювелирное украшение и обычно оно скрыто под одеждой.
Также он сказал, что запрет не касается религиозных гимназий. С такой позицией согласились во владимирской митрополии.
«Дело в том, что ограничения касаются только государственных учебных заведений. Частные, в том числе религиозные учебные заведения имеют право устанавливать свой уставной дресс-код. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Есть форма и дресс-код, не устраивает — есть варианты частных учебных заведений. В митрополии семь православных гимназий, — милости просим», — приводит слова пресс-секретаря митрополии отца Алексея телеграм-канал «ЕЖ».
«Идиоты» во власти?
Скандальный указ правительства Владимирской области вызвал оживленную дискуссию среди активистов и религиозных деятелей — даже тех, кто никакого отношения к региону не имеет.
Советник главы Чечни Рамзана Кадырова, муфтий республики Салах Межиев также назвал приказ нарушением Конституции РФ. По его словам, Россия — многонациональное и многоконфессиональное государство, а сейчас происходит ущемление некоторых ее граждан.
«К огромному сожалению, в период, когда мы особенно должны стремиться к взаимопониманию, терпимости и уважению друг к другу находятся инициаторы нормативных актов, направленных на разжигание межнациональной и межрелигиозной розни в России», — выступил муфтий.
Депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов продолжил тему, назвав запрет хиджабов во владимирских школах «абсолютной провокацией» и «дискриминацией». Он рассказал, что встретился с депутатом Госдумы от Владимирской области Игорем Игошиным, чтобы обсудить этот вопрос. По его словам, итогом встречи стало решение совместными усилиями добиться отмены провокационного приказа. Сам Игорь Игошин ни приказ, ни встречу с Делимхановым никак не комментировал.
Депутат Госдумы из Дагестана Султан Хамзаев также высказался против инициативы, но вместо поиска конструктивного компромисса, он позволил себе назвал власти Владимирской области «идиотами». Даже после того, как ему указали на оскорбление, он повторно осудил чиновников и заявил, что не будет отказываться от своих слов.
Конфликт дошел до администрации президента. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что Кремль не будет принимать участие в дискуссии.
«Каждый регион реализует свои полномочия, мы в этой дискуссии не принимаем участие»,
— сказал он.
Принятый указ поддержали активисты «Русской общины Владимирской области». Они устроили флэшмоб в поддержку министерства образования и молодежной политики региона. Они стали записывать короткие видео со словами поддержки ведомства и распространять их в социальных сетях. Причем, прошлую скандальную тему, связанную с объединением владимирских школ в образовательные центры, активисты министерству образования уже как будто бы забыли и «простили».
Скрин «Подслушано Владимир»Даже после скандалов и оскорблений, правительство Владимирской области объявило, что указ отменять не собирается.
«Во Владимирской области проживают представители более 120 народностей и 16 конфессий. Правительство региона ведет гармоничную политику взаимодействия с представителями всех религий и национальностей, которая нацелена на недопущение конфликтов на национальной и религиозной почве. Решение о внесении уточнений в приказ о внешнем виде учащихся принято в соответствии с конституционными нормами и Федеральным законом об образовании. Правительство Владимирской области опиралось на опыт других регионов, где приняты аналогичные решения, а также на позицию Верховного суда, который дал свою оценку ситуации еще в 2013 году», — сообщили в правительстве региона.