Коротко о событии: Ситуация с обеспечением владимирских льготников бесплатными лекарствами остается непростой. Пациенты продолжают испытывать трудности с получением препаратов, а цены на них растут.
Ситуация с обеспечением владимирских льготников бесплатными лекарствами остается непростой. Пациенты продолжают испытывать трудности с получением препаратов, а цены на них растут. Причем, судя по цифрам, ситуация с 2021 года, когда в регионе разгорелся лекарственный кризис, в принципе не улучшилась, а стала даже хуже. Медикаментов либо вовсе нет, либо нет в конкретных аптеках, либо пациенты их не могут получить из-за неправильно оформленных рецептов.
26 сентября этой проблемы коснулся вице-губернатор Константин Баранов. Он оценивает ситуацию как «достаточно тревожную», на разрешение которой потребуется выделение денежных средств. В особенности ожидается удорожание онкологических препаратов. На сколько и почему – Константин Баранов не пояснил, но подчеркнул, что это длинный разговор, и каждый раз, возвращаясь к нему, минздрав все равно решает закупать самые лучшие и эффективные лекарства. А они дорогие.
Число пациентов с онкологическими заболеваниями стало ненамного больше, но увеличилось количество выписанных препаратов и их стоимость. Также есть рост количества больных с сахарным диабетом. Тем временем что-то странное происходит с лекарствами. В сумме почти 9 тысяч препаратов так или иначе не переданы пациентам.
«Около 3100 рецептов находится на переоформлении – это рецепты, которые выписаны врачами и находятся на переоформлении: неправильно указана дозировка, название препарата и т.д. Около 3180 рецептов находятся сейчас на передвижке – это, например, если в одной аптеке есть лекарственный препарат, а в другом нет, то они передвигаются, переносятся. И около 3230 препаратов у нас сейчас отсутствуют в аптеках. Но если посчитать количество льготников, вы видите, это не очень большая сумма. Но больше всего настораживают те препараты, которые сейчас отсутствуют», – отчитался перед Заксобранием Константин Баранов.
Константин Баранов. Фото — АВОКак заметил чиновник, такая ситуация не только во Владимирской области. В минздраве помониторили положение регионов ЦФО и пришли к выводу, что «мы где-то посередине» по показателям.
«Если у нас препараты отсутствуют, мы проводим закупочную кампанию, она довольно длительная. Поэтому мы стараемся, чтобы препараты, даже адресные, не лежали больше трех месяцев, реализовать пациентам. Хуже всего с теми 3300, которые отсутствуют, нам надо ликвидировать [дефицит]. Я оцениваю ситуацию как достаточно тревожную. Почему? Будет увеличение дорогостоящих препаратов, поэтому должны будут выделяться денежные средства», – поделился зам Авдеева своими опасениями.
Степень «тревожности» ситуации можно установить по цифрам. Во Владимирской области на 1 сентября федеральными льготниками признаны 17 048 человек, а региональными – почти 65 тысяч человек. Из них около 16 тысяч монетизировали федеральную льготу (взяли деньги вместо лекарств) и перевели себя на региональную. По федеральной льготе было отпущено препаратов на 260 млн рублей, в то время как когда по региональной льготе – на 1,6 млрд рублей, рост составил 20% к прошлому году.
Однако стоит привести и другие цифры. В марте 2021 года в очереди на лекарства стояли 3402 пациента по обеим льготам. В октябре того же года врио губернатора Александр Авдеев озвучил, что более 3000 льготников не могут получить жизненно важные препараты. Впоследствии оценку подняли до 5000 просроченных рецептов. Авдеев заявил, что работа «была построена из рук вон плохо». Однако уже в марте 2022-го глава региона заверил, что «системный кризис преодолен», и в очереди на лекарства стояли менее 100 человек. Сейчас же лекарственный кризис, очевидно, разгорелся с новой силой, и число просроченных рецептов выросло в десятки раз. Либо же власти все это время просто замалчивали проблему, так ее и не решив.
Отметим, что за «сипягинский» лекарственный кризис в регионе никто не ответил – ни бывший руководитель аптечного склада Нелли Зиновьева, ни экс-директор департамента здравоохранения Елена Утемова, ни вовремя уволившийся профильный вице-губернатор Сергей Шевченко. Все окончилось штрафом департаменту здравоохранения в 40 тысяч рублей и его бывшему начальнику Александру Жесткову в 30 тысяч рублей. Ответственные за новый кризис не называются.