Кредитные мошенники: как не остаться «в дураках»

1 мес назад 107

Коротко о событии: В наше время, пожалуй, не осталось людей, которые еще ни разу не сталкивались с телефонными

Все права на текстовые и фото материалы из новостного релиза «Кредитные мошенники: как не остаться «в дураках»» принадлежат его авторам.



В наше время, пожалуй, не осталось людей, которые еще ни разу не сталкивались с телефонными мошенниками. Такие кудесники звонят порой по несколько раз в день, представляясь то сотрудником банка, то работником правоохранительных органов, то потерпевшим.

По статистике, только за прошлый год с карт граждан было похищено 14,1 млрд рублей, и суды не всегда вставали на сторону пострадавших от действий мошенников. Люди до сих пор выплачивают кредиты, которые в руках не держали, и плачут по поводу потерянных сумм, которые они копили годами. Как не попасться на удочку злоумышленников, отвечает владимирский юрист Никита Бельнов.

Никита Бельнов

Юрист, город Владимир

Бельнов

СПОСОБЫ ОБМАНА

Какие есть основные, самые распространенные схемы мошенничества:

1) Звонок от «службы безопасности банка». Представляются сотрудниками банка и сообщают, что по вашему счету неизвестные якобы совершают подозрительные операции и, чтобы вернуть вам ваши деньги, необходимо сообщить мошенникам номер карты, ее трехзначный код и срок действия;

2) Звонок от «сотрудников правоохранительных служб» (полиция, следственный комитет, оперуполномоченный), которые сообщают, что якобы заведено уголовное дело по факту мошенничества, и пытаются выведать ваши персональные данные;

3) Звонки с подменных и зеркальных номеров. В 2023 году Кассационный суд Российской Федерации обязал сотовых операторов блокировать звонки с подменой номера. В дополнение Роскомнадзор разработал систему «Антифрод», которая позволяет выявлять и пресекать звонки с подменных номеров. Поэтому мошенники начали осуществлять звонки через WhatsApp, Viber и Telegram;

4) Требование выкупа или взятки за освобождение знакомого или родственника из отделения полиции;

5) СМС-просьба о помощи от ваших знакомых;

6) Сообщения о вашем выигрыше в лотерею;

7) Предупреждение об ошибочном переводе средств с вашего счета;

8) Переходы по ссылкам из СМС или социальных сетей, при которых взламывается не только аккаунт социальной сети, но и достаются пароли и логины, сохраненные на телефоне.

ЕСЛИ ВАМ ПОЗВОНИЛИ

Доверять вышеперечисленным звонкам и сообщениям ни в коем случае нельзя. Помните, представители государственных учреждений не звонят с личных номеров, а у сотрудников банка, как правило, есть отдельная выделенная линия с красивым номером. Будьте бдительны!

Например, вам позвонил «сотрудник Сбербанка» и говорит о якобы совершенной операции, которую вам необходимо отменить. Не пугайтесь, уточните информацию, что именно и когда было совершено. Далее ПОВЕСЬТЕ ТРУБКУ. Затем уже самостоятельно наберите номер 900, даже если вам позвонили с этого номера: помните, что существуют зеркальные номера, они выглядят одинаково, однако если вы наберете самостоятельно, то попадете в банк, а не к мошенникам. Еще лучше – дойдите до отделения банка и на месте уточните информацию.

ВАС ОБМАНУЛИ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

А что делать, если все-таки мошенники оказались умнее и оформили на вас кредит? Для начала необходимо обратиться с заявлением в банк и в полицию с указанной проблемой. Банк, конечно, скажет, что вина ваша и вам платить, а полиция, скорее всего, возбудит уголовное дело, но так как нет реальной возможности поймать мошенников, то закинет вопрос «на дальнюю антресоль».

Далее необходимо не соглашаться с указанным кредитом и не делать платежей для погашения. Помните, даже один рубль оплаты будет считаться признанием кредита, и вы от него уже не сможете отвертеться. Для этого дополнительно мы пишем претензию в банк с требованием признать данный кредитный договор недействительным.

Раньше суды вставали на сторону банка, однако сейчас практика начала меняться. Суды начинают понимать, что в данном случае банк должен предусматривать возможные последствия. Как указывают определения Верховного суда РФ и Конституционного суда, банкам надлежит принимать повышенные меры предосторожности и усиленно проверять транзакции при крупных переводах и при одобрении кредитов дистанционным способом.

Поэтому в случае неудовлетворения требования по претензии вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением о признании кредитного договора незаключенным. Процесс, конечно, непростой, однако при правильном подходе вы сможете не только выиграть суд, но и взыскать компенсацию за судебные расходы, понесенные вами в ходе рассмотрения иска.

ЧТО НАС ЖДЕТ В БУДУЩЕМ?

С 1 марта 2025 года вступит в силу закон, который позволяет установить самозапрет на кредиты. Заявление на кредитный самозапрет будет подаваться через портал «Госуслуги». Запрет можно будет оформить по виду кредитора (банк или микрофинансовая организация), по способу обращения за кредитом или займом (в офисе и дистанционно или только дистанционно).

Банки в свою очередь перед оформлением кредита или займа обязаны будут проверять, есть ли в кредитной истории заемщика сведения о самозапрете. Если запрет установлен, то в выдаче кредита откажут. Если, несмотря на установленный запрет, кредитор заключил договор, он не сможет потребовать от заемщика исполнения обязательств по кредиту.

Данный самозапрет можно будет самостоятельно отменить, если вы в действительности захотите оформить кредит или займ. Запрет снимут через день после внесения в состав кредитной истории гражданина соответствующей информации. В дополнение такой период позволит более трезво взглянуть на необходимость кредита.

Будем надеяться, систему «Госуслуги» доработают и сделают ее более безопасной. Но все же не стоит забывать, что мошенники также прогрессируют, находя новые и новые методы. Поэтому если уж без кредита никак, то самое лучшее – дойти до банка лично.

Читать источник новости